Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

24/12/2025

Оглавление

Биоресурсы

Жители Мурманской области едят больше всех рыбы на Северо-Западе, но всё равно меньше положенного

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 23/12/2025

Кольское Заполярье стало лидером по потреблению рыбы и рыбопродуктов среди регионов Северо-Запада в 2024 году. Данные опубликовал Мурманскстат.

Так, в среднем по СЗФО потребление рыбы выросло с 17,3 килограмма в 2023 году до 18,4 килограмма в прошлом году.

На одного жителя Мурманской области приходится в среднем 23,3 килограмма рыбы в год. Чуть меньше потребляют рыбу жители Республики Коми и Вологодской области — 23,2 килограмма и 23 килограмма на одного человека.

Реже всего рыбу едят в Псковской и Ленинградской областях — 14,7 и 14,8 килограмма на душу населения в год.

При этом Минздрав РФ рекомендует потреблять в год 28 килограммов рыбы и рыбопродуктов.

Первоисточник: https://b-port.com/news/350455

Международные отношения

РСПП предлагает США возобновить сотрудничество в экологии по проектам в Арктике

ТАСС, 23/12/2025

Необходимо возобновить сотрудничество РФ и США в сфере поставок энергооборудования в рамках проектов в Арктике, чтобы предотвратить возможные аварии и загрязнение окружающей среды, заявил журналистам глава РСПП Александр Шохин.

"Это то, что связано с климатом и экологией. Снятие санкций там и сотрудничество. В 2014 году первые санкции пошли на энергетическое оборудование, в том числе в Арктике и на шельфе. Мы считаем, что надо отматывать именно с Арктики и шельфа. Потому что загрязнение, скажем, Арктики, если оно вдруг случится из-за каких-то устаревающих технологий и необходимости их модернизации, установки нового оборудования и так далее, если произойдет по этой причине, то пострадают все", - сказал Шохин.

Он отметил, что японские компании, которые участвуют в арктических проектах, из России не уходят. "Поэтому здесь можно и американцам посмотреть на те или иные формы сотрудничества, понимая, что многие заявили о том, что не вернутся, но тем не менее возможна поставка какого-то оборудования, комплектующих для ранее поставленного оборудования и так далее", - добавил глава РСПП.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/25998497?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Оборона и безопасность

На аварийно-спасательную готовность и ЛРН в портах Приморья и Восточной Арктики в 2026 году выделяется более 112 млн рублей

PortNews, 23/12/2025

Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики объявила электронный аукцион на оказание в 2026 году услуг по несению аварийно-спасательной готовности (АСГ), готовности по ликвидации, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), оказанию помощи аварийным судам в морских портах Владивосток, Находка, Восточный, Зарубино, Посьет, Ольга, Певек, Тикси, Анадырь и на подходах к ним, входящих в зону ответственности учреждения. Это следует из материалов единой информационной системы в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена договора составляет около 112,7 млн рублей. Заявки на участие можно подать до 13 января, подведение итогов запланировано на 14 января 2026 года. Срок оказания услуг — до 31 декабря 2026 года.

Согласно материалам закупки, в состав дежурных сил и средств должны входить: спасательные и спасательно-буксирные суда; всепогодные спасательные катера и бонопостановщики; водолазные боты; аварийно-спасательное подразделение (АСП); аварийные партии и их подразделения (АП); автотранспорт для доставки оборудования для ликвидации разливов нефтепродуктов, сбора и доставки на базу персонала АСП и АП в ночное время и выходные дни; аварийно-спасательный инструмент; оборудование для ликвидации разливов нефтепродуктов.

Под несением АСГ/ЛРН готовности понимается: круглосуточное дежурство судов и специального оборудования, обеспечение выхода дежурного судна в указанный заказчиком район с целью оценки обстановки, доведения информации о необходимости и требуемых объемах проведения аварийно-спасательных работ и принятия мер по ликвидации разлива нефтепродуктов с судов и объектов, осуществление по заявке заказчика ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с судов и объектов, оказание помощи терпящему бедствие аварийному судну, проведение по заявке заказчика неотложных водолазных, буксировочных работ во взаимодействии с другими участниками портовой деятельности.

Первоисточник: https://portnews.ru/news/386157/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Северный морской путь

В Мурманском балкерном терминале началась перевалка калийных удобрений

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 23/12/2025

В воскресенье, 21 декабря 2025 года в Мурманском балкерном терминале началась погрузка первой партии калийных удобрений, объём которых составил 35 тысяч тонн. Как сообщили в пресс-службе МБТ, согласно контракту общий объём перевалки такого груза составит 1,5 миллиона тонн в течение 2026 года.

Калий является одним из ценнейших видов минеральных удобрений. Россия экспортирует порядка 13 миллионов тонн данного удобрения, в основном через порты Балтийского моря.

Груз прибыл из предприятия, находящегося в Центральной России. Таким образом производители из любых регионов получат безопасный доступ к незамерзающему глубоководному порту и маршруту в страны Южной Америки.

Для работы с данным грузом на территории МБТ модернизировали складскую инфраструктуру и внедрили технологию погрузки в разные трюмы судная одновременно. С помощью портового крана и системы передвижных конвейеров груз передаётся в трюм судна.

Благодаря запуску калийного потока в Мурманске повышается устойчивость российского экспорта, а производители получают гибкие логистические решения.

Первоисточник: https://b-port.com/news/350456

Порт Провидения официально закрыл навигацию

ИА Чукотка, 23/12/2025

Во вторник, 23 декабря, из Провидения в Певек отправился теплоход "Норильский никель". Дизель-электроход доставит партию оборудования и строительных материалов. После ухода судна навигацию в терминале Провидения Анадырского морпорта официально закрыли, сообщает ИА "Чукотка".

Распоряжение об окончании периода навигации в бухте Провидения подписал капитан Анадырского морского порта Сергей Майстренко. С учётом гидрометеорологических условий и в целях обеспечения безопасности мореплавания и стоянки, движение судов в бухте прекращается с полуночи 24 декабря. «Вчера в терминале Провидения завершили обработку теплохода "Норильский никель". Сегодня в 8 утра он ушёл на Певек с 6,3 тысячей тонн стройматериалов и оборудования для Баимского горно-обогатительного комбината. Навигация в Провидения завершилась практически на месяц позже, чем в прошлом году», – рассказал корр. ИА "Чукотка" главный диспетчер Анадырского морпорта Сергей Аушев. Дизель-электроход "Норильский никель" в Певеке планируют принять и начать разгружать в конце недели. После его обработки навигация в самом северном городе России завершится.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/port_provideniya_ofitsialno_zakryl_navigatsiyu/

Социально-экономическое развитие

Чекунков: "Гектар" и льготная ипотека повышают качество жизни в ДФО и АЗРФ

ТАСС, 23/12/2025

Программы "Гектар" и "Дальневосточная и арктическая ипотека" формируют устойчивую среду для развития территорий и повышения качества жизни на Дальнем Востоке и в Арктике. Об этом ТАСС сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

"Программы "Гектар" и льготная ипотека действуют как единый комплекс мер, формируя устойчивую среду для развития территорий и повышения качества жизни на Дальнем Востоке и в Арктике", - сказал министр.

Чекунков отметил, что совместная реализация программ создает новую категорию предпринимателей-землевладельцев, стимулирует формирование доступного рынка жилья, поддерживает рост строительной отрасли и обеспечивает реальные изменения в повседневной жизни сотен тысяч семей.

"Программа "Дальневосточная и арктическая ипотека" продолжает расширяться. С 2025 года по поручению президента России расширен круг получателей: льготная ставка доступна участникам проекта "Земский работник культуры", семьям с третьим ребенком, рожденным после 1 января 2024 года, а также всем работникам образовательных организаций. Дополнительно введена возможность приобретения жилья на вторичном рынке в населенных пунктах, где отсутствует новое строительство, что существенно повышает гибкость инструмента и охват регионов", - добавил глава Минвостокразвития.

Первоисточник: https://tass.ru/nedvizhimost/25994677?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В Якутии расходы на Арктику приравняют к защищенным статьям бюджета

ЯСИА, 23/12/2025

Расходы из государственного бюджета Якутии на базовые потребности жителей арктических районов приравняют к защищенным статьям, то есть сделают приоритетными. Такое поручение дал глава региона Айсен Николаев в своем ежегодном послании Государственному Собранию (Ил Тумэн).

Выступая перед парламентом, Айсен Николаев представил масштабные планы по развитию арктических территорий, но отдельно остановился на вопросах, напрямую влияющих на качество жизни населения.

В числе крупных инфраструктурных проектов он назвал мастер-план агломерации Тикси — Найба Булунского района, включающий строительство нового морского порта, и телекоммуникационный мегапроект «Синергия Арктики», который обеспечит высокоскоростной интернет в 61 населенном пункте.

Однако, по словам главы региона, данные инициативы не должны затмевать проблемы населения.

«Большие проекты ни в коем случае не должны заслонять решение вопросов, от которых зависит повседневная жизнь жителей Арктики. Это надежное теплоснабжение, налаживание пассажирских перевозок, доступность санитарной авиации. К сожалению, правительством не исполнено мое поручение по доведению субсидирования авиаперевозок до уровня не ниже 2024 года. Выполнено только 64% от объема социально значимых рейсов прошлого года. Мы не обеспечили развитие, даже уже достигнутый уровень не сохранен», — подчеркнул Айсен Николаев.

В связи с этим глава Якутии поручил правительству определить неснижаемый уровень бюджетных расходов на базовые потребности жителей Арктики и приравнять их к защищенным статьям бюджета.

«Все процессы здесь должны быть детально пересмотрены, а экономика вовлеченных предприятий и учреждений должна быть оптимальной и эффективной», — сказал Айсен Николаев.

Первоисточник: https://ysia.ru/v-yakutii-rashody-na-arktiku-priravnyayut-k-zashhishhennym-statyam-byudzheta/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Алексей Чекунков: Арктика не для всех, а для профессионалов

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 23/12/2025

В Арктике не стоит задача по обязательному увеличению численности населения. Об этом в интервью «Коммерсанту» заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«Я убежден, что Арктика не для всех, а для профессионалов, увлеченных и опытных людей», — приводит издание слава Чекункова.

Он сравнил Арктику с ночным московским небом, где можно увидеть только наиболее яркие звёзды. По словам главы Минвостокразвития, быстро в этом регионе сделать ничего не возможно. Средний цикл инвестиционных проектов составляет более пяти лет, а то и все десять — столько может пройти от идеи до того момента, когда проект выходит на задуманную мощность.

«Поэтому и арктические решения несколько другие», — сказал Чекунков.

Именно для того, чтобы бизнесу было комфортнее запускать здесь свои проекты, Арктику и сделали регионом с различными преференциями. Это благоприятно сказалось на малом и среднем бизнесе, в том числе сфере туризма. Именно это направление сегодня является сквозным и для Дальнего Востока, и для Арктики.

Как отметил Алексей Чекунков, внутренний туризм сегодня показывает большой рост. И у властей есть цель удвоить турпоток к 2030 году.

Ранее, как сообщал «Би-порт», проблему «вымывания» населения из Арктического региона поднимал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Выступая на форуме «Арктика: настоящее и будущее», он ответом на эту проблему стала разработка мастер-планов развития арктических городов. О необходимости закрепления населения на территории говорил на форуме и депутат Госдумы, первый зампред комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Сергей Каргинов. Он убеждён, что развивать регион, работая в нём вахтовым методом, невозможно.

Первоисточник: https://b-port.com/news/350426?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Транспортные системы

Автомобили между Салехардом и Лабытнанги поехали колоннами

Север-Пресс, 23/12/2025

Движение по ледовой переправе между Салехардом и Лабытнанги организовали колоннами. Об этом сообщила администрация окружной столицы в telegram-канале.

«В 15:00 пропуск колонны по маршруту Лабытнанги — Салехард. В 15:15 — по маршруту Салехард — Лабытнанги», — говорится в сообщении.

Ледовую переправу через Обь 23 декабря временно закрывали из-за неблагоприятной погоды: оттепели и подвижек льда. Ограничения ввели и на дороге между Лабытнанги и Харпом из-за сильного ветра и ограниченной видимости.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/transport/avtomobili-mezhdu-salehardom-i-labytnangi-poehali-kolonnami/

Трансарктический транспортный коридор — одно из направлений деятельности центров научно-технологических компетенций

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 23/12/2025

Трансарктический транспортный коридор стал одним из направлений, по которому будет осуществляться деятельность новых центров научно-технологических компетенций. Это следует из Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса РФ на ближайшие десять лет, которую утвердили в правительстве страны.

Всего запланировано создание не менее девяти центров научно-технических компетенций и до полусотни лабораторий. В них будет вестись разработка новых видов транспортной техники. Также планируется создание новых материалов и технологий для транспортного строительства.

В число направлений деятельности новых центров, помимо Трансарктического транспортного коридора, вошли высокоскоростное железнодорожное движение, автономные (беспилотные) транспортные средства, электромобили и зарядная инфраструктура, транспорт на водородном топливе и водородные заправочные станции, а также интеллектуализация транспортных систем, новые инфраструктурные технологии, технологии транспортной логистики, общеотраслевые транспортные и сквозные технологии.

Кроме того, к основным направлениям фундаментальных научных, поисковых прикладных исследований в сфере транспорта среди прочего отнесли прогноз на основе данных гидрологии и климатических моделей ледовой обстановки на Северном морском пути, изменения уровня рек и внутренних морей для обеспечения судоходства и сохранности портовой инфраструктуры.

Первоисточник: https://b-port.com/news/350443

Экология

Эксперт Кокорин: индикаторы адаптации к изменению климата можно доработать на Таймыре

ТАСС, 23/12/2025

Принятые на прошедшей в Бразилии климатической конференции ООН (СОP30) индикаторы по адаптации к изменению климата можно опробовать и доработать в российской Арктике, в частности, с помощью проектов "Норникеля". Об этом сообщил ТАСС эксперт по вопросам климата фонда "Природа и люди" Алексей Кокорин.

"Самым главным результатом конференции стало принятие индикаторов деятельности проектов по адаптации. Арктика - это лучший природный регион для апробации и улучшения официально признанных индикаторов. Это индикаторы экосистем, воды, биоразнообразия, инфраструктуры и культурного наследия, продовольствия, здоровья населения. Это широкий взгляд на климат - поскольку для нас самоцель не климат, а люди и природа", - сказал Кокорин.

По его словам, испытать и улучшить такие индикаторы в российской Арктике можно на полуострове Таймыр и в Норильске, где "Норникель" ведет ряд проектов по адаптации к изменению климата.

"Были подготовлены сто индикаторов - научно строгих, очень хорошо проработанных. Но в итоге по финансовым и политическим соображениям были приняты 59 сильно обрезанных и расплывчатых индикаторов. Но сразу было принято решение дорабатывать индикаторы в течение двух лет и пересмотреть их в 2029 году. Арктика может дать пример апробации индикаторов: надо взять индикаторы, померить адаптационные проекты в российской Арктике, показать их адекватность и эффективность, а дальше это показать на следующих климатических конференциях ООН", - считает эксперт.

Первоисточник: https://tass.ru/nauka/25992971?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Энергетика

Ямал обеспечил рекордные поставки сжиженного газа из России в Китай

Московский комсомолец - Ямал, 23/12/2025

Рекордные поставки сжиженного природного газа из России в Китай в октябре были обеспечены благодаря ямальским проектам. Ключевую роль сыграли действующий завод «Ямал СПГ» и новые мощности «Арктик СПГ-2», что позволило России занять второе место среди всех поставщиков топлива в КНР. Об этом сообщает «Интерфакс».

Согласно данным, отгрузки составили 1,629 миллиона тонн. Общий объем российского СПГ, направленного на азиатский рынок за месяц, приблизился к 2,5 миллиона тонн.

Стабильные поставки обеспечивает новый завод «Арктик СПГ-2», который начал отгружать продукцию китайским потребителям. При этом крупнейшим российским производителем остается «Ямал СПГ», выпускающий более 21 миллиона тонн топлива в год — это свыше половины всего национального производства.

Первоисточник: https://www.mk-yamal.ru/social/2025/12/23/yamal-obespechil-rekordnye-postavki-szhizhennogo-gaza-iz-rossii-v-kitay.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

ЭконоМИКС. Новые технологии должны сделать проекты на шельфе Арктики рентабельными

Мурманский вестник, 23/12/2025

В российской Арктике сосредоточены гигантские запасы углеводородов. Однако ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что при нынешних ценах на нефть и газ большинство проектов на шельфе Арктики нерентабельны.

- Необходимо совершенствовать технологии добычи углеводородов на шельфе и, соответственно, уменьшать себестоимость добычи. Нужно готовить ресурсную базу, чтобы, когда цены поднимутся, можно было сразу приступить к разработке, - цитирует эксперта информационное агентство Eurasia Daily.

При этом советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников отмечает, что запасы легкодоступной нефти в России сегодня уже составляют лишь 35 процентов и будут достаточно быстро сокращаться.

- Поэтому перейти к арктическим запасам придется, в течение следующих 15 лет, - резюмирует эксперт.

Уже сегодня российские власти активно развивают инфраструктуру Арктики, включая строительство дорог, мостов и логистических центров. Особое внимание уделяется развитию морских путей, что способствует увеличению грузоперевозок и улучшению транспортной доступности регионов.

Первоисточник: https://www.mvestnik.ru/newslent/ekonomiks-novye-tehnologii-dolzhny-sdelat-proekty-na-shelfe-arktiki-rentabelnymi/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch