Арктика в зеркале СМИ

Информационно-аналитический центр
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обзор СМИ

26/12/2025

Оглавление

Северный Завоз

Единый морской оператор будет работать в Якутии для обеспечения надежного северного завоза

Московский комсомолец - Якутия, 25/12/2025

С 2026 года в Якутии начнет функционировать единый морской оператор «Росатом Арктика», который возьмет на себя координацию поставок в рамках северного завоза. Глава Якутии Айсен Николаев представил эту инициативу в своём послании Государственному Собранию (Ил Тумэн):

«Развитие транспортной логистики особенно важно в управлении северным завозом. Сегодня транспортные расходы составляют значительную долю стоимости товаров: 45% в цене угля, а при доставке в арктические улусы — до 77%.»

Ключевые моменты соглашения

- Партнёрство: соглашение подписано между Правительством Якутии и АО «Росатом Арктика» 2 декабря текущего года и действует до 31 декабря 2028 года.
- Цель: повышение эффективности транспортировки и снижение расходов.
- Преимущества: увеличение надежности поставок, сокращение стоимости морских перевозок по Северному морскому пути, минимизация риска задержек из-за неблагоприятных погодных условий.

Пилотный проект 2026 года

В первый год реализации программы планируется доставить около 15 тыс. тонн нефтепродуктов Северным морским путем из порта Архангельск в пункты назначения:

- Нижнеянск
- Усть-Куйга
- Белая Гора
- Чокурдах
- Нижнеколымск
- Среднеколымск
- Тикси
- Юрюнг-Хая

Грузополучателем выступит АО «Саханефтегазсбыт».

Значение инициативы

Проект носит стратегический характер для устойчивого снабжения северных территорий необходимыми товарами, топливом и материалами. Он создаёт прозрачную систему работы и способствует привлечению инвестиций в развитие портовой и логистической инфраструктуры Арктического побережья Якутии.

Первоисточник: https://yakutia.mk.ru/social/2025/12/25/edinyy-morskoy-operator-budet-rabotat-v-yakutii-dlya-obespecheniya-nadezhnogo-severnogo-zavoza.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Биоресурсы

Эксперимент по производству консервов из печени трески на прибрежных судах может удвоить объём продукции

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 25/12/2025

Законопроект, разрешающий производить консервы из печени трески на прибрежных судах, может увеличить объём продукта вдвое. Об этом «Би-порту» рассказала сенатор от Мурманской области Елена Дягилева.

«Законопроект, который получил поддержку главы Мурманской области, позволит сохранить в виде готового продукта для потребителя дополнительный объем востребованной печени трески. Этот продукт идет на наш отечественный рынок, в том числе в Мурманскую область. По оценкам экспертов Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, которая углубленно занимается этим вопросом, объем такого производства на прибрежных судах может составить порядка 900 тысяч банок. Это дополнит береговой выпуск и объем продукта может быть удвоен», — отметила сенатор РФ.

По её словам, поддержка рыбохозяйственной отрасли Мурманской области — важное направление работы, которое губернатор Андрей Чибис держит на личном контроле в связи с беспрецедентным санкционным давлением, которое оказывается на Россию. Комплексный подход обеспечивает не только устойчивость отрасли, но и возможность реализовывать ряд мер, чтобы рыба оставалась доступным продуктом. Так, например, с момента старта проведения ярмарок «Наша рыба» реализовано 1,5 тысячи тонн рыбной продукции по ценам ниже рыночной.

Законопроект «О проведении на территории Мурманской области эксперимента по повышению эффективности прибрежного рыболовства» был внесён сенаторами в Госдуму в октябре 2025 года. Они предложили провести в течение трёх лет эксперимент, позволяющий производить консервы из печени трески на прибрежных рыболовных суднах в Северном рыбохозяйственном бассейне.

Елена Дягилева рассказала, что по действующему законодательству консервы и иную переработанную продукцию запрещено производить на судах прибрежного лова. Это было сделано с целью обеспечить береговую переработку свежим сырьем и возможность продажи свежей рыбы в прибрежных регионах. Однако срок годности у печени трески короче, чем у самой рыбы. Поэтому в большинстве случаев печень нельзя довезти до производства без значительных потерь в её качестве. В результате ограничение приводит к утилизации ценного сырья.

Разрешается осуществлять производство консервов из печени трески только на крупных промысловых судах-процессорах, где выпускают мороженные филе, тушки, фарш, субпродукты и консервы.

Как отметила сенатор, на отдельных прибрежных судах есть малые консервные «цеха», но они сегодня не могут быть использованы в прибрежном промысле. На других прибрежных судах таких мощностей нет, но их оборудование и устройство не требует серьезных переделок судна.

Принятие закона о проведении эксперимента послужит поддержкой прибрежного промысла в Баренцевом море. Особенно это актуально в условиях сокращения запасов трески. За период 2021–2025 годов общий допустимый улов, устанавливаемый Смешанной Российско-Норвежской Комиссией по рыболовству, снизился на 61,61%. В следующем году снижение может произойти ещё на 21%.

Елена Дягилева подчеркнула, что сокращение запасов трески — негативный фактор, который давит цены на тресковую продукцию вверх. Появление дополнительных объемов поможет смягчить этот эффект. В будущем, когда ожидается восстановление объемов добычи, можно ожидать и снижения цен на продукцию, считает сенатор.

В декабре 2025 года правительство РФ подготовило отзыв на законопроект. В нём содержатся замечания, которые необходимо исправить. Например, требуется конкретизировать механизм реализации предлагаемых законопроектом решений в части определения целей эксперимента и подведения его итогов, включая установление периода его проведения. В результате законопроект нуждается в существенной доработке, говорится в официальном отзыве правительства РФ.

Первоисточник: https://b-port.com/news/350555

Добыча рыбы в Северном бассейне сократилась на 28,6% за год

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 25/12/2025

Вылов рыбаков в Северном бассейне сократился по сравнению с прошлым годом на 28,6%. Это следует из данных Росрыболовства, с которыми ознакомился «Би-порт».

Так, за период с начала прошлого года до 24 декабря 2024 года добыча в Северном рыбохозяйственном бассейне оценивалась в 433,7 тысячи тонн рыбы. Из них 218,3 тысячи тонн трески, 62,5 тысячи тонн пикши, 51,7 тысячи тонн мойвы.

С начала текущего года до 23 декабря 2025 года вылов составил 309,6 тысячи тонн рыбы. В частности, добыто 155,5 тысячи тонн трески 55,5 тысячи тонн пикши.

Всего за текущий год в России выловили 4,573 миллиона тонн рыбы. Это меньше прошлогоднего показателя примерно на 200 тысяч тонн.

Первоисточник: https://b-port.com/news/350529

Размер субсидии для тепличных хозяйств Чукотки увеличили в девять раз

ИА Чукотка, 25/12/2025

Минсельхоз России увеличил размер федеральной субсидии для тепличных предприятий округа. Деньги смогут получить хозяйства, выращивающие овощи в защищённом грунте с применением технологии досвечивания. Пока такой поддержкой пользуется единственное предприятие в регионе, сообщает ИА "Чукотка".

Об увеличении размера субсидии сообщил губернатор округа Владислав Кузнецов. Министерство сельского хозяйства РФ ввело специальный повышающий коэффициент для овощеводов Чукотки. С таким предложением власти региона выступили в ходе дней Чукотского автономного округа в Совете Федерации. «Овощеводство у нас развивается в непростых условиях, и необходим особый подход. Нашу инициативу поддержало Министерство сельского хозяйства. В результате для Чукотского автономного округа в следующем году предусмотрено увеличение коэффициента в два раза, и, следовательно, рост федерального финансирования», – отметил глава региона. Новую меру поддержки ввели в 2025 году. Её единственным получателем в округе стал индивидуальный предприниматель Макатров. Как сообщили корр. ИА "Чукотка" в региональном департаменте сельского хозяйства, в будущем году федеральное финансирование увеличится с 0,2 до 1,8 миллионов рублей. Это позволит увеличить производство тепличных овощей. По данным департамента сейчас в округе их выращиванием занимаются одиннадцать предприятий, они производят более 310 тонн витаминной продукции в год.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/selskoe_khozyaystvo/razmer_subsidii_dlya_teplichnykh_khozyaystv_chukotki_uvelichili_v_devyat_raz/

Коренные малочисленные народы

Николай Дроздов озвучил ямальские сказки ненцев

Север-Пресс, 25/12/2025

Сказки ненцев попали в пятый выпуск проекта «Сказки Севера». Озвучил произведение зоолог и телеведущий Николай Дроздов. Прослушать их можно на площадках «Яндекс Музыки», «ВКонтакте» и других аудиосервисах.

«На территории России живет много народностей. Северные кочевники — одни из самых удивительных, ведь они живут в очень суровых условиях бескрайней тундры. Их многовековая мудрость, выраженная в сказках, может быть очень полезна детям. Поэтому я рад принять участие в выпуске «Сказок Севера», где главными героями являются животные. Ведь это та тема, которой я посвятил всю свою жизнь», — рассказал Дроздов.

Мудрость народов в новом сборнике воплощается через образы животных, озвучивают которых известные артисты Светлана Письмиченко, Михаил Черняк и телерадиоведущий Феликс Невелев. Николай Дроздов при этом выступил в роли рассказчика. Погрузиться в мир сказок помогают аудиоэффекты: звон оленьих упряжек, треск костра, шум ветра, а также народные напевы.

«Сказки Севера» — это проект по сохранению фольклора северных народов. Он создан компанией «Газпром нефть» по программе социальных инвестиций «Родные города». На сайте SKAZKISEVERA.RU собраны произведения 15 этносов от республики Саха до Мурманской области. Архив цифровой библиотеки объединяет 50 аудиосказок. Многие из этих историй были записаны со слов кочевников еще в начале XX века.

«Проект «Сказки Севера» помогает бережно сохранять и развивать культурное наследие коренных народов, делать его доступным для современной аудитории. Многие из этих историй раньше можно было найти только в редких изданиях региональных библиотек, а сегодня они звучат на популярных цифровых платформах», — рассказала директор программы социальных инвестиций «Родные города» Ярина Сугакова.

Ямальские легенды, символы и сказки ранее представили в Москве на вставке «Россия». Центральное место в экспозиции занял Ямал Ири.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/drozdov-ozvuchil-jamalskie-skazki-nentsev/

Наука, культура и образование

Как развиваются системы мониторинга вечной мерзлоты и ЧС в ДФО и Арктике

Российская газета, 25/12/2025

В Минвостокразвития РФ разрабатывается законопроект о едином мониторинге вечной мерзлоты, который нужно расширить на всю территорию Дальнего Востока и Арктики, а полную картину будет давать единый центр под эгидой МЧС. Планируется участие Минприроды РФ и Минстроя РФ, который отвечает за гражданскую инфраструктуру.

Перекрыть Север
Сегодня в Арктической зоне и отдаленных районах Дальнего Востока внедряют современные системы мониторинга и раннего предупреждения для минимизации рисков природных и техногенных ЧС, открываются спасательные центры. Налаживается взаимодействие государственных и научных структур для безопасного устойчивого развития регионов. При этом особое внимание уделяется климатическим изменениям вечной мерзлоты.

- Если посмотреть на карту, то весь Север перекрывается нашими спасательными центрами. Мы провели два крупных арктических учения с участием других министерств и ведомств, представителей бизнеса. В ходе маршей в труднодоступной местности была опробована новая техника, проработаны сценарии взаимодействия, - отметил замминистра МЧС РФ Виктор Яцуценко.

У МЧС России в арктической зоне несколько аварийно-спасательных центров и отрядов, морские спасательно-координационные центры, а также пункты базирования необходимого оборудования. На вооружении аварийно-спасательных центров несколько вертолетов Ми-8 в арктическом исполнении. Предусмотрены также поставки новых Ми-38 с радиусом действия до 1,5 тысячи километров для охвата сухопутной и морской зоны.

Не так давно появился первый комплексный аварийно-спасательный центр на трассе Северного морского пути - в портовом Певеке на западе Чукотки. На очереди создание аналогичных формирований в якутском поселке Тикси, а также в сибирских Сабетте и Дудинке. Строительство центра в Диксоне сдвинуто на 2028-й.

В Анадыре откроется центр приема и обработки данных дистанционного зондирования Земли МЧС России. Он станет седьмым в РФ и первым в восточной части Арктики.

- У нас в стране шесть станций приема и обработки космической информации, в том числе в арктической зоне. Пока мы покрываем участок от реки Лена до чукотского Билибина. Данные получаем через подвижный центр. Но скоро будем иметь стационарный, - рассказал Виктор Яцуценко.

По словам генерала, МЧС России обрабатывает данные дистанционного зондирования с помощью искусственного интеллекта, и уже через 20 минут специалисты имеют модель события или ЧС, которое может произойти. Ее моментально получают заинтересованные ведомства и власти регионального и местного уровней - вплоть до муниципалитетов. Напомним, в центры приема и обработки данных дистанционного зондирования Земли приходит точная информация по природным пожарам, ЧС и изменениям климата.

Выдержали удар
- Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций - то, над чем работает весь мир. Это самое сложное. Есть часть, которая связана с новыми технологиями и внедрением достижений науки. Но имеются и базовые вопросы, касающиеся создания условий жизни, позволяющих быть защищенными от любых ЧС, - уверена зампред Госдумы РФ Ирина Яровая.

По ее словам, испытание Камчатки мощнейшим июльским землетрясением с магнитудой 8,8 подтвердило, что правильное проектирование зданий и сооружений, их сейсмозащищенность стали ключевой основой отсутствия трагических последствий и разрушений. Однако есть проблемы, лежащие в нормативно-правовой плоскости. Так, например, в РФ нет требований по сейсмобезопасности к отделочным материалам. Кроме того, землетрясение показало, что нужна оцифровка всех строений в сейсмоопасных регионах - то есть создание цифровой модели домов.

- На Камчатке обследованы все пострадавшие здания, чтобы зафиксировать накопленный дефицит сейсмостойкости, потому что она имеет свойство утрачиваться с течением времени. По словам специалистов, даже один раз сработавшие демпферные конструкции фактически свое отслужили - их состояние требуется каждый раз заново оценить. Поэтому создание цифровой модели домов должно стать практикой для всех сейсмоопасных регионов и новым градостроительным требованием, - заявил глава Камчатского края Владимир Солодов.

По его мнению, в сейсмоопасных регионах необходимо активизировать снос аварийного и сейсмодефицитного жилья. Такая программа на Камчатке профинансирована только на 1/6 от существующей потребности. Борьба с дефицитом сейсмостойкости должна получить приоритет, потому что есть риск для здоровья и жизни людей.

В правительстве региона уверены: нормативно-правовая база, касающаяся землетрясений, давно устарела. Если по другим, более распространенным ЧС - паводкам, пожарам - практика оценки и компенсации ущерба гражданам отработана, то в случае с массовыми повреждениями зданий не все так однозначно из-за лакун в нормативно-правовой базе.

Кроме того, есть проблемы, касающиеся научной сферы прогнозирования ЧС. Так, в положении о федеральной системе наблюдения и предупреждения землетрясений, датированном 25 декабря 1993 года, поименованы уже не существующие сейчас организации, за исключением РАН.

- Только академия наук продолжает выполнять эти функции, благодаря своей Единой геофизической службе, у которой есть, например, Камчатский филиал, - отметил Владимир Солодов. - Нам нужно объединять усилия, чтобы увеличить период прогноза землетрясений.

Климат для мерзлоты
Больше половины территории РФ - 65 процентов - зона вечной мерзлоты. В 2023-2024 годы в 12 регионах появились 78 пунктов наблюдения государственной системы фонового мониторинга многолетней мерзлоты.

В скважину глубиной около 25 метров помещают блок с 32 датчиками. Данные в режиме онлайн поступают в центр мониторинга состояния многолетней мерзлоты Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Ожидалось, что до конца этого года число пунктов вырастет до 140 и под постоянным контролем будет обширная территория криолитозоны.

- В пяти субъектах Дальнего Востока и Арктики присутствуют региональные центры мониторинга вечной мерзлоты. Сегодня на данных территориях работают полноценные институты, которые позволяют оценивать ее состояние непосредственно под гражданской инфраструктурой, в первую очередь многоквартирными домами, - рассказал замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский.

По его словам, есть проблемы, связанные с управляющими компаниями, которые обслуживают такие МКД. И не в одном субъекте. Вот почему появились институты регионального мониторинга.

Глава Дальневосточного отделения РАН, академик Юрий Кульчин уверен, что в РФ необходимо создать национальную систему мониторинга климатически активных веществ. И прежде всего разработать глобальную модель земной климатической системы мирового уровня, поскольку она позволяет составлять сценарий изменений для более точных климатических прогнозов.

- Нужно расширять систему климатического и экологического мониторинга и прогнозирования, которая станет информационной основой для принятия решений по адаптации к изменениям климата и возникающим ЧС. Разработать сценарии развития российской экономики, создать национальный кадастр парниковых газов, - перечислил академик.

Юрий Кульчин делает акцент на разработке отечественных средств мониторинга, ведь чаще всего в РФ используются зарубежная техника и опыт. Такие системы должны сертифицироваться, поскольку нам нужно входить в мировую систему экологического мониторинга.

- Создавая единую национальную сеть, мы должны не забывать о региональных аспектах. То, что делается, допустим, в Мурманской области и Камчатском крае, отличается, - напомнил Юрий Кульчин.

Первоисточник: https://rg.ru/2025/12/25/reg-dfo/scenarii-holoda.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Судостроение

Две мурманские рыбопромысловые компании получат по 340 миллионов рублей на строительство судов-краболовов

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 25/12/2025

Мурманские рыбопромысловые компании — ООО «Восход» и ООО «Антей Север» получат по 340 миллионов рублей. Средства поступят на их счета до конца нынешнего года. Как говорится в распоряжении, подписанном премьер-министром Михаилом Мишустиным, деньги предназначены на продолжение строительства двух краболовных судов. В документе указано, что источником финансирования является резервный фонд правительства РФ. Такое же финансирование получат еще две компании на Дальнем Востоке.

Государственное софинансирование идет на поддержку рыбопромысловых компаний, получивших инвестквоты на добычу краба. В целом, на спуск на воду 13 судов предполагается выделить 6,4 миллиарда рублей. Программа действует до конца 2026 года, сообщает интернет-портал правительства РФ.

Первоисточник: https://b-port.com/news/350557

Северный морской путь

Айсен Николаев представил проект «Мохэ – Найба» на заседании Морской коллегии РФ

ЯСИА, 25/12/2025

Глава Якутии Айсен Николаев принял участие в расширенном заседании Морской коллегии Российской Федерации под руководством помощника президента РФ Николая Патрушева.

В ходе заседания обсуждался комплексный проект развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Инициатива, которая станет документом стратегического планирования, направлена на формирование новых производственных кластеров, разработку транспортно-экономической модели и в конечном итоге на увеличение темпов экономического роста Арктики и Дальнего Востока, повышение уровня жизни населения и укрепление транспортной связанности страны.

Глава Якутии представил важнейший для решения этих задач проект – международный меридиональный транспортный коридор «Мохэ – Найба».

В своем выступлении Айсен Николаев подчеркнул, что Трансарктический коридор формируется как единая сеть, важнейшими элементами которой являются меридиональные маршруты, связывающие железнодорожные магистрали Сибири и Дальнего Востока с Арктическим побережьем. Якутия уже приступила к решению задачи по созданию одного из таких маршрутов. Он отметил, что международный меридиональный коридор «Мохэ-Найба» станет самым коротким маршрутом для грузов из Северо-Восточных провинций Китая к Арктическому побережью.

По словам Айсена Николаева, на сегодняшний день определены ключевые провинции и компании КНР, формирующие потенциальную грузовую базу проекта, идентифицированы все необходимые объекты инфраструктуры, сформирована транспортно-логистическая модель маршрута и подтверждена необходимость и эффективность создания глубоководного порта Найба как опорного узла ТТК в Восточной Арктике. Расчетный объем международных грузов, который может быть перенаправлен на коридор «Мохэ-Найба», составляет около 2 млн тонн в год. Ключевым элементом проекта станет строительство глубоководного морского порта в районе села Найба, где естественные глубины Хара-Улахской бухты (14 м) позволят принимать суда любого типа, что критически важно для работы Восточного сектора Северного морского пути, где до Владивостока нет ни одного глубоководного порта.

Глава региона также сообщил, что обеспечение безопасности на маршруте будет возложено на силы МЧС России, а в 2026-2028 годах в Тикси планируется построить комплексный объект для арктических подразделений МЧС, ФМБА и Росморречфлота.

«С учетом значительного потенциала международного транспортного коридора, на данном этапе видится целесообразным создать межведомственную рабочую группу для подготовки проекта решения Правительства России о его создании», – предложил Айсен Николаев, обращаясь к председателю Морской коллегии Николаю Патрушеву.

Инициатива Якутии получила поддержку на федеральном уровне. Заместитель главы администрации президента РФ Максим Орешкин, выступая на заседании, отметил комплексный характер развития ТТК и важность совершенствования координации по всем направлениям.

Представленный Якутией проект коридора «Мохэ – Найба» является важной практической составляющей масштабной государственной работы, направленной на достижение национальных целей развития Российской Федерации и комплексное развитие Арктической зоны и Дальнего Востока.

Первоисточник: https://ysia.ru/ajsen-nikolaev-predstavil-proekt-mohe-najba-na-zasedanii-morskoj-kollegii-rf/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Почти 250 тысяч тонн грузов обработал Анадырский морпорт за навигацию

ИА Чукотка, 25/12/2025

Итоги навигации-2025 подвели в Анадырском морском порту. С июня по декабрь в Анадыре, Эгвекиноте и Провидения приняли и отправили около 250 тысяч тонн различных грузов. Эти показатели немного больше прошлогодних результатов, сообщает ИА "Чукотка".

За шесть месяцев порт Анадыря и его терминалы в посёлках Провидения и Эгвекинот приняли 61 судно. Общий грузооборот составил 248,4 тысячи тонн. Это почти на пять тысяч тонн больше показателей прошлого года. Основной объём пришёлся на порт окружной столицы, в котором за время навигации было 33 судозахода. Анадырские докеры обработали 142,7 тысяч тонн различных грузов. «В Эгвекиноте у нас 17 судозаходов и грузооборот в 76 тысяч тонн. Это заметно меньше, чем год назад. Показатели снизились из-за уменьшения завоза угля для Эгвекинотской ГРЭС, также сократился завоз генерального груза для рудника Валунистый. В терминале Провидения судозаходов столько же, сколько и год назад – 11. Но при этом объёмы выросли с 20 до почти 30 тысяч тонн», – рассказал корр. ИА "Чукотка" главный диспетчер Анадырского морпорта Сергей Аушев. Переправой через Анадырский лиман воспользовался 30 251 пассажир. На этом направлении работали катер "Камчатка", а также баржи "Гром" и "Шторм". Теплоход "Капитан Сотников" между прибрежными населёнными пунктами Чукотки и на переправе через Анадырский лиман перевёз 4 881 пассажира. Напомним, что навигацию в этом году первыми открыли в Провидения. Это произошло 18 июня. Там же позже всего официально завершили сезон морских перевозок – 24 декабря. Анадырский порт принимал суда с 22 июня по 20 ноября, а Эгвекинот – с 22 июня по 25 ноября.

Первоисточник: https://prochukotku.ru/news/transport/pochti_250_tysyach_tonn_gruzov_obrabotal_anadyrskiy_morport_za_navigatsiyu/

Социально-экономическое развитие

Тысячным резидентом АЗРФ стал проект по строительству энергоэффективных домов

ТАСС, 25/12/2025

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) зарегистрировала тысячного резидента Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Им стал инвестиционный проект по строительству энергоэффективных малоэтажных деревянных домов под ключ в городе Билибино на Чукотке, сообщает пресс-служба КРДВ.

"В рамках соглашения с КРДВ новый тысячный резидент вкладывает в проект более 160 млн рублей, создает 24 рабочих места, в том числе 16 высокопроизводительных. Проект компании "ГК "В комфорте" предусматривает создание в Билибино предприятия с полным циклом работ. Производственная программа включает проектирование и строительство до семи деревянных домов в год по типовым и индивидуальным проектам с акцентом на энергоэффективность, сквозной контроль качества и использование материалов с огне- и биозащитой. Компания будет ориентирована на полный спектр услуг: от изысканий и привязки проекта к участку до фундаментных, монтажных, отделочных работ, установки систем безопасности и вывоза мусора. Приступить к производственной деятельности планируется во втором полугодии 2026 года", - говорится в сообщении.

Предприятие будет ориентировано на применение отечественных технологий, оборудования и стройматериалов, том числе от локальных поставщиков, что обеспечит устойчивость поставок и отсутствие зависимости от санкционной политики зарубежных стран. Основные инвестиции будут направлены на создание производственно-складской базы и приобретение спецтехники.

По словам директора КРДВ Чукотка Павла Бакулина, режим АЗРФ заметно повысил деловую активность в округе, позволил предпринимателям более эффективно развивать бизнес и инвестировать в экономику региона, получая меры государственной поддержки. "Сегодня на Чукотке резиденты АЗРФ реализуют 32 проекта, девять из них уже введены в работу. Бизнес фактически вложил 48 млрд рублей и создал более 1,8 тыс. рабочих мест", - сказал Бакулин.

Первоисточник: https://tass.ru/ekonomika/26014175?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

В Норильске продолжают снос ветхого жилья: за пять лет демонтировали более 20 домов

Таймырский телеграф, 25/12/2025

Глава Норильска Дмитрий Карасев в ходе ежегодного брифинга рассказал о том, что город развивается в том числе за счет краевых и федеральных средств, привлекая их через профильные программы.

По его словам, ключевые направления комплексного плана остаются прежними: строительство нового жилья, демонтаж ветхих зданий, ремонт инженерных сетей и возведение социальных объектов. Уже выполнены работы в КЦСОН в Центральном районе и в пожарном депо в Оганере.

В планах, добавил Дмитрий Карасев, поликлиника в Талнахе, которую «ждут без преувеличения все жители района».

Он отметил, что комплексный план – это гибкий документ, который отражает текущие потребности населения. Поэтому ранее запланированные мероприятия пересматривают под реальные нужды горожан:

«Сейчас некоторые изменения находятся в стадии проработки и, я уверен, что в ближайшее время будут подписаны соответствующие документы».

Говоря о реновации, Дмитрий Карасев напомнил: на сегодня введены в эксплуатацию шесть домов с благоустроенными территориями, предусмотрены удобства для маломобильных жителей. Также получено разрешение на ввод еще двух домов на улице 50 лет Октября.

В первую очередь квартиры там получат переселяемые из аварийного жилья, многодетные семьи и социально незащищенные граждане. Ожидается, что новоселья начнутся уже в феврале. В уходящем году началось строительство еще трех домов: двух в Талнахе и одного в Центральном районе.

Отдельное направление — освобождение города от ветхих строений. За пять лет демонтировано более 20 домов. Сейчас заключены два муниципальных контракта на демонтаж домов на Лауреатов, 75 и четвертого, аварийного, подъезда Лауреатов, 47. В следующем году планируется демонтаж дома на Московской, 31. Кроме того, продолжается работа с бесхозяйными объектами.

На 2026 год Дмитрий Карасев анонсировал благоустройство Городского озера: проект победил во всероссийском конкурсе, средства ожидают в следующем году, контракты планируют заключать уже в январе, чтобы успеть выполнить работы до холодов.

Также Норильск участвует в нацпроектах, в том числе по капремонту тепловодосетей: в этом году начались работы на улице Нансена. Кроме того, город получает федеральное финансирование на капремонт коллектора на улице Бауманская через различные фонды, включая Фонд развития территории.

В будущем году приоритеты сохраняются: сохранение жилого фонда, новое строительство и благоустройство. В планах также обновление Театральной площади — с заменой тротуарной плитки и бордюрного камня, чтобы придать ей более современный вид.

Первоисточник: https://ttelegraf.ru/news/v-norilske-prodolzhayut-snos-vethogo-zhilya-za-pyat-let-demontirovali-bolee-20-domov/

Кадровый голод в Арктике: масштабные проекты утверждены, а работать некому

Якутия.инфо, 25/12/2025

На фоне запуска крупных инфраструктурных проектов в Арктической зоне Якутии власти столкнулись с острым дефицитом квалифицированных рабочих. Проблему усугубляет неготовность системы профобразования гибко реагировать на запросы рынка и хроническое недофинансирование учебной инфраструктуры.

Массово требуются водители всех категорий, речники, судоводители, строители, бульдозеристы, слесари, горняки, энергетики, преподаватели технических специальностей и даже гиды для китайских туристов.

На вчерашнем совещании в парламенте Якутии (Ил Тумэн) председатель парламентского комитета по делам Арктики и коренных народов Севера Елена Голомарева отметила, что дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда порождает социальную напряженность.

«Мы уже сегодня должны действовать на опережение, чтобы наша молодежь не осталась за бортом, когда актуализируются ключевые государственные программы развития Арктической зоны», — заявила Голомарева.

Парадокс ситуации в том, что масштабные проекты в Арктике, требующие тысяч квалифицированных рук, уже утверждены. Заместитель министра по развитию Арктики Михаил Погодаев сообщил, что утвержден мастер-план агломерации Тикси-Найба, включающий строительство нового морского порта, модернизацию аэропорта и создание дорожной инфраструктуры.

«Для реализации потребуется огромное количество квалифицированной рабочей силы», — подчеркнул Погодаев.

Министр предпринимательства, торговли и туризма Якутии Георгий Андреев добавил, что ожидается ввод в эксплуатацию Жатайской судоверфи и рост грузопотока по Северному морскому пути, что создаст дополнительный спрос на судоводителей и речников.

Отдельным вызовом становится развитие арктического туризма, в частности, растущий поток китайских туристов на мыс Пакс в Анабарском улусе. Андреев отметил, что для обслуживания маршрутов нужны местные гиды и водители, способные работать в условиях бездорожья.

«Если мы сейчас не обеспечим эти маршруты своими местными кадрами, все закончится так, как это сложилось в Мурманске, где задействована полностью китайская инфраструктура», — предупредил министр.

Участники совещания сошлись во мнении, что проблему необходимо решать комплексно, через взаимодействие с промышленными компаниями. .

Руководитель землячества Момского района Светлана Яковлева настаивала на принятии единого республиканского плана подготовки кадров для Арктики, отметив, что многие семьи не могут отправить детей на учебу из-за дороговизны перелетов.

Итогом совещания стало понимание, что без оперативного создания учебной инфраструктуры, гибких образовательных программ и партнерства с бизнесом масштабные арктические проекты могут столкнуться с кадровым голодом, а местная молодежь — остаться без работы.

Первоисточник: https://yakutia.info/article/214505?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch

Транспортные системы

На Ямале заработал еще один зимник

Север-Пресс, 25/12/2025

Движение транспортных средств до пяти тонн по зимней автодороге Аксарка – Белоярск разрешено с 25 декабря. Об этом сообщила в своем telegram-канале администрация Лабытнанги.

«Получить оперативную информацию о работе зимней автомобильной дороги можно по телефонам: КПП Аксарка — 89026281520; КПП Белоярск — 89026281540», — сказано в сообщении.

Комиссия по приему зимника оценила объект и дала разрешение на открытие движения автомобилей массой до 5 тонн. Общая протяженность зимника составляет 46 километров, а толщина льда на Оби достигает 60 сантиметров.

«Север-Пресс» писал, что первой в этом году на Ямале открылась ледовая переправа через Обь между Салехардом и Лабытнанги. Она работает с 28 ноября и проходима для авто общей массой до 3,5 тонны. Следом отрылся зимник в Пуровском районе: участок дороги на Самбург действует с 29 ноября.

Первоисточник: https://sever-press.ru/news/obschestvo/na-jamale-zarabotal-esche-odin-zimnik/

Экология

Стали ли киты чаще посещать Мурманскую область

ИА "Би-Порт" (Мурманск), 25/12/2025

Киты являются одним из поводов для приезда туристов в Мурманскую область. Сложно сказать, что людям интереснее - полярное сияние и морские млекопитающие.

О том, стали ли киты чаще посещать Мурманскую область, «Би-порту» рассказала морской биолог и специалист по морским млекопитающим Анастасия Куница.

По словам эксперта, между появлением китов и человеком нет прямой связи. Морские млекопитающие приходят туда, где для них есть еда. Иными словами, там, где есть рыба - там киты.

Может показаться, что киты стали чаще приходить. Но на это ощущение влияет количество наблюдателей. В море появляется всё больше судов, а туристы готовы преодолевать любые расстояния ради возможности увидеть китов. Говоря иначе, в море увеличилось количество «глаз».

Первоисточник: https://b-port.com/news/350567